Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Система органов прокуратуры (на основании норм закона СССР от 30.11.1979 г. «О прокуратуре СССР») 5
2.Основные направления деятельности и принципы организации 8
3.Отличие закона СССР от 30.11.1979 г. «О прокуратуре СССР» от «Положения о прокурорском надзоре в СССР» от 24.05.1955 г. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Фрагмент для ознакомления
2
1.Система органов прокуратуры (на основании норм закона СССР от 30.11.1979 г. «О прокуратуре СССР»)
История прокуратуры была бы неполной, если бы в ней не нашел отражения Закон "О прокуратуре СССР", принятый 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР в целях усиления прокурорского надзора.
Первоначальная Конституция СССР (ст. 168) предусматривала, что "организация и деятельность органов прокуратуры определяются Законом о прокуратуре СССР". Тот факт, что принятие Закона "О прокуратуре СССР" было предопределено Основным законом государства, определял его существенное значение для регулирования деятельности органов прокуратуры.
Принятие закона "О прокуратуре в СССР" было обусловлено не только Конституцией СССР, но и тем, что принятое в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР во многом устарело и не отвечало требованиям жизни .
Практика прокурорского надзора за исполнением законов выработала новые средства борьбы с установленными нарушениями закона. В этот период были приняты Основные направления правовой системы в различных правовых сферах, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы, определяющие характер и содержание прокурорского надзора в сфере уголовного и гражданского судопроизводства с учетом современных требований. Все эти нововведения нашли отражение в Законе "О прокуратуре СССР".
Закон "О прокуратуре СССР" закрепил принципы демократичности и гласности в деятельности прокуратуры, что имело особое значение для установления нарушений закона, устранения причин и условий их возникновения. Была расширена сфера надзора прокуратуры за исполнением законов, усилена защита прав и законных интересов граждан.
Следует отметить, что в Законе о прокуратуре СССР получили дальнейшее развитие ранее созданные отделы прокурорского надзора, определены обязанности и полномочия прокурора в каждом отделе надзора. Были определены способы воздействия органов прокуратуры на доказанные нарушения закона. Очень четко сформулированные задачи и полномочия прокурора в каждом надзорном отделе позволили устранить параллели в деятельности отдельных отделов Прокуратуры СССР и нижестоящих прокуратур.
Для прокуроров и следователей было важно то, что законодатель закрепил не только конкретные формы реагирования на установленные нарушения закона (протесты, представления, постановления), но и структуру, содержание и необходимые условия. Это обеспечило единообразие мер прокурорского реагирования на установленные нарушения закона.
В целях рационализации работы следственных органов важно было отразить в законе правовой статус следователей - от следователей районных (городских) прокуратур до следователей по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР.
При этом в законе подчеркивалась процессуальная самостоятельность следователей в вопросах раскрытия и расследования преступлений, их ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений.
Закон устанавливал императивный характер полномочий прокурора по устранению установленных нарушений закона и подчеркивал, что требования прокурора об устранении выявленных им нарушений закона, внесенные в установленном порядке, являются обязательными для исполнения.
Принятие Закона "О прокуратуре СССР" способствовало дальнейшему распространению принципов гласности, демократизма и коллегиальности в деятельности прокуроров и следователей.
Закон предусматривал создание коллегиальных органов в Главной военной прокуратуре, в прокуратурах автономных республик, краев, областей, городов (с государственными правами) и автономных округов.
Очень важным дополнением к Закону о прокуратуре СССР стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 г. О внесении изменений и дополнений в Закон СССР О прокуратуре СССР.
Указом введены предостережения и предупреждения как средства реагирования органов прокуратуры на установленные нарушения закона.
В целях успешной реализации Закона "О прокуратуре СССР" Генеральный прокурор СССР издал ряд распорядительных приказов, определяющих задачи органов прокуратуры по установлению и устранению нарушений закона во всех без исключения надзорных ведомствах. Характерно, что приказы Генерального прокурора СССР по вопросам дознания и предварительного следствия были обязательны для исполнения органами МВД и КГБ .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Балковая, В. Г. Становление модели советской прокуратуры / В. Г. Балковая // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2022. – № 2(88). – С. 114-122.
2. Блок, А. Ю. Правоохранительная система в контексте конституционного процесса 1977-1985 гг / А. Ю. Блок // Международный академический вестник. – 2014. – № 1. – С. 7-10.
3. Жуков, Г. К. Развитие роли прокурора в уголовно-правовой сфере в советский период / Г. К. Жуков // Криминалистъ. – 2022. – № 1(38). – С. 124-132.
4. Сивцев, Н. И. Подготовка кадров для советской прокуратуры в конце 1940-х годов ХХ века: историко-правовой аспект / Н. И. Сивцев // Образование и право. – 2019. – № 9. – С. 279-285.
5. Струков, В. Н. Оформление института прокуратуры СССР в единую централизованную систему / В. Н. Струков // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. – 2018. – № 4. – С. 4-10.